Приговором суда ХХХ. от 08.07.2008г. К. осужден к штрафу: по ч.1 ст.297 УК РФ в размере 30000 рублей. Путем частичного сложения наказаний окончательно назначено наказание в виде штрафа в размере 60000 рублей. К. признан виновным в неуважении к суду, выразившемся в оскорблении участников процесса, а также судьи.
В кассационной жалобе осужденный просит приговор отменить, так как были нарушены его права на защиту. Приговор был отменен по следующим основаниям. Согласно ч.1 ст.292 УПК РФ прения сторон состоят из речей обвинителя и защитника. При отсутствии защитника в прениях участвует подсудимый. При рассмотрении уголовного дела требования уголовно-процессуального законодательства были нарушены. Как видно из материалов дела, защиту подсудимого К. в соответствии со ст.51 ПК РФ осуществлял адвокат Б. В соответствии с ч.7 ст.49 УПК РФ адвокат не вправе отказаться от принятой на себя защиты обвиняемого. Ходатайства об отказе от помощи защитника в порядке ст.52 УПК РФ, в том числе на стадии судебных прений, от К. суду не поступало.
Как следует из протокола судебного заседания, адвокат Б. заявил, что К. является профессиональным адвокатом и по их договоренности сам выступит в судебных прениях, тем самым фактически уклонился от осуществления защиты прав и интересов обвиняемого в уголовном судопроизводстве. В судебных прениях с заключительной речью выступил подсудимый. Таким образом, в нарушение ст.ст. 49, 51, 53 УПК РФ адвокат Б. не выполнил свои обязанности, связанные с защитой К., чем лишил осужденного права на защиту, которую гарантирует ему Конституция РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ. По данным обстоятельствам суд кассационной инстанции обоснованно пришел к выводу о нарушении прав осужденного на защиту. Приговор был отменен в силу ст.381 УПК РФ.