Истец обратился в суд с иском к ГУ Росгвардии по Москве с требованием о признании права на получение единовременной социальной выплаты, обязании произвести расчет размера компенсации и единовременной социальной выплаты, обязании обеспечить жильем в порядке очередности согласно реестру граждан-получателей единовременной социальной выплаты, указывая на то, что он является капитаном полиции, был уволен из органов внутренних дел по выслуге лет дающей право на получение пенсии, что подтверждается выпиской из приказа от 29 декабря 2016 года № ФГКУ «УВО ВНГ России по городу Москве», в соответствии с пунктом 4 части 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации». По состоянию на 30 декабря 2016 года в календарном исчислении, выслуга лет истца составляет 26 лет 1 месяц 18 дней. В марте 2013 года Смирнов был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, однако, право предусмотренное действующим законодательством на получение единовременной социальной выплаты на приобретение и строительство жилья, истцом не реализовано до настоящего времени. На период постановки на учет и по настоящее время его семья состоит из одного человека, т.к. 25.01.2013 года брак, зарегистрированной между ним и *** прекращен на основании решения мирового судьи судебного участка №. Сын истца – ***, *** года рождения, по соглашению родителей зарегистрирован и проживает с матерью – ***. Таким образом, истец считает, что он вправе претендовать на единовременную социальную выплату для приобретения и строительства жилья исходя из общей площади предоставления жилья, а именно в *** кв.м. Кроме того, истец указал, что на период прохождения военной службы и по настоящее время зарегистрирован и проживает по месту жительства своих родителей по адресу: ***, в квартире общей площадью *** кв.м. Собственником указанной квартиры является его мать – ***. В настоящее время в указанной квартире проживают и зарегистрированы по месту жительства мать истца – ***, брат истца – ***, а также племянник истца – ***.
Истец в судебное заседание не явился, извещен о дате и времени слушания надлежащим образом.
Представитель ответчика ГУ Росгвардии по Москве в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований по доводам письменных возражений.
Суд постановил обжалуемое решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит представитель истца – по доверенности адвокат Окунькова Т.М., считая его незаконным.
28 августа 2019г. апелляционным определением Московского городского суда, решение Хорошевского районного суда г.Москвы от 26 марта 2019г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба истца без удовлетворения.
12 декабря 2019 г. судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28 августа 2019г. отменила, дело направила на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей предусмотренных гл. 39 ГПК РФ. Исковые требования при этом истцом были уточнены.
Истец просил признать за ним право на получение единоверной социальной выплаты для приобретения на строительства жилья. Восстановить в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилья с даты постановки на жилищный учет 20 мая 2013г., составом семьи — 1 человек, исходя из расчета площади 33 кв.м. Обязать ГУ Росгвардии по Москве произвести расчет размера компенсации единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилья. Обязать ответчика произвести единовременную социальную выплату для приобретения строительства жилья в порядке очередности согласно реестру граждан – получателей единовременной социальной выплаты.
Истец и его представитель адвокат – Окунькова Т.М. в судебном заседании исковые требования с учетом их уточнений поддержали.
Представители ответчика ГУ Росгвардии по Москве по доверенности Шилов В.В., Покрашенко И.В. возражали против удовлетворения исковых требований, просили в иске отказать.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав участников процесса обсудив доводы жалобы, уточненные требования, приходит к выводу об отмене решения суда.
Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 19 декабря 2003 г. за № 23 «О судебном решении» разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 — 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Этим требованиям решение суда первой инстанции не соответствует.
Как следует из материалов дела, 31 мая 2013 года в соответствии с распоряжением ФГКУ УВО ГУ МВД России по г. Москве № истец *** был принят на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в составе 1 (одного) человека, что подтверждается протоколом №, очередь №.
На момент постановки на учет, истец был зарегистрирован в муниципальной собственности в отдельной 3-х комнатной квартире, общей площадью *** кв.м., из которой жилая составляет *** кв.м., расположенная по адресу: ***.
В указанной квартире зарегистрировано 4 человека, а именно: отец Смирнова А.В. – ***, мать – ***, брат – ***, племянник – ***.
Как следует из Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1223, — при постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты, произведен следующий расчет полагаемой истцу выплаты, путем определения ее размера в квадратных метрах: 33,00-11,78 = 21,22, где 33,00 – норма предоставления площади жилого помещения при поставке на учет 1 (одного) человека; 11.78 -1/5 доли истца, занимаемая им в муниципальной собственности (58,9:5 = 11,78); 21,22 – размер выплаты положенной истцу в кв.м.
Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 157 в Российской Федерации создана Федеральная служба войск национальной гвардии. В структуру Федеральной службы войск национальной гвардии включена вневедомственная охрана, которая ранее входила в состав Министерства внутренних дел.
Так, вместо ФГКУ УВО ГУ МВД России по Москве, образовано ФГКУ «УВО ВНГ России по городу Москве».
Из п. 15 Указа следует, — лица, ранее проходящие службу в МВД РФ, переводятся в федеральную службу войск национальной гвардии только с их согласия.
Истец с согласия переведен в ФГКУ «УВО ВНГ России по городу Москве», т.е. в федеральную службу войск национальной гвардии.
Согласно п. 16 Указа, — за лицами, переведенными в федеральную службу войск национальной гвардии сохраняется право на включение в список очередников по новому месту службы, с даты поставки на учет, по прежнему месту службы.
Во исполнение данного пункта в ФГКУ «УВО ВНГ России по городу Москве» создана новая жилищная комиссия по принятию на соответствующий учет сотрудников.
Как усматривается из представленных в материалы дела документов, для реализации своего права на включение в список очередников войск национальной гвардии, истец в 2017 году подал новое заявление по правилам, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № на момент подачи такого заявления. Одновременно с этим заявлением, истцом подано заявление о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты в системе МВД РФ, поскольку он переведен в федеральную службу войск национальной гвардии.
06.12.2017 в соответствии с решением жилищной комиссии ФГКУ «УВО ВНГ России по городу Москве» по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (протокол №, очередь №) капитан полиции истец, командир взвода 6 роты полиции 7 полка полиции ФГКУ УВО ГУ МВД России по городу Москве принят на учет на получение единовременной социальной выплаты (далее — ЕСВ) для приобретения или строительства жилого помещения в составе 1 (одного) человека. Дата поставки на учет по прежнему месту службы сохранена, — 31.05.2013.
В соответствии с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 19.12.2018 №1596, в Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 № 1223, — с 01.01.2019 принятие на учет для получения ЕСВ, сотрудников войск национальной гвардии, проходящих службу в организациях вневедомственной охраны войск национальной гвардии, осуществляется — в территориальных органах Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, осуществляющих руководство соответствующими организациями вневедомственной охраны войск национальной гвардии – в Главном управлении Росгвардии по городу Москве.
Распоряжением Главного управления Росгвардии по городу Москве от 19.03.2019 №, истец принят на учет. Дата постановки на учет сохранена, — 31.05.2013.
Истец подал новое заявление по правилам установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № на момент подачи такого заявления.
Одновременно с этим заявлением, истцом было подано заявление о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты в системе МВД РФ, поскольку он был переведен в федеральную службу войск национальной гвардии.
06 декабря 2017 года в соответствии с решением жилищной комиссии ФГКУ «УВО ВНГ России по городу Москве» по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (протокол №, очередь №) истец *** был принят на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в составе 1 (одного) человека.
В соответствии с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 19.12.2018 №1596, в Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 №1223, с 01 января 2019 года принятие на учет для получения ЕСВ, сотрудников войск национальной гвардии, проходящих службу в организациях вневедомственной охраны войск национальной гвардии, осуществляется — в территориальных органах Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, осуществляющих руководство соответствующими организациями вневедомственной охраны войск национальной гвардии – в Главном управлении Росгвардии по городу Москве.
Распоряжением Главного управления Росгвардии по городу Москве от 19 марта 2019 года № 61-Р, истец был принят на учет.
Дата постановки на учет по-прежнему сохранена, 31 мая 2013 года.
Согласно Распоряжения Главного управления Росгвардии по городу Москве от 03 июля 2019г. № 187-Р были внесены изменения в расчет потребности в жилой площади истцу и определили потребность из расчета на 1 человека 33 кв.м.
Распоряжением Главного управления Росгвардии по городу Москве от 03 сентября 2019г. № 237-р истца сняли с учета очередников Главного управления Росгвардии по городу Москве на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В обоснование принятого решения комиссия указала, что при рассмотрении материалов учетного дела истца, не был учтен факт отказа истца в 2014г. от участия в приватизации жилого помещения по адресу: ***, которое было предоставлено по ордеру № серия от 17.12.1973г. истцу в составе семьи: отца *** и матери – ***, ответственным квартиросъёмщиком помещения является ***.
На основании свидетельства о государственной регистрации права от 08 мая 2014г. *** является единственным собственником данного жилого помещения.
Истец, с позиции ответчика, в месячный срок не представил в Жилищную комиссию сведения, подтверждающие факт отказа от своего права на участие в приватизации жилого помещения, ранее занимаемого им по ордеру, а также в заявлении о принятии на учет ФГКУ «УВО ВГН России по городу Москве» о принятии на учет для получения ЕСВ не указал сведения о ранее занимаемых жилых помещениях по договору социального найма.
Разрешая требования истца о восстановлении его на очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилья составом семьи 1 человек из расчета площади *** кв.м., судебная коллегия исходит из того, что истец проходил военную службу с 14 июня 1989 го по 20 мая 1991г. в Вооруженных силах, в органах внутренних дел проходил службу с 14 апреля 1994г. Уволен из органов внутренних дел по выслуге лет дающей право на получение пенсии, что подтверждается выпиской из приказа от 29.12.2016г. № 281 л/ч ФГКУ «УВО ВНГ России по городу Москве» в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 82 ФЗ от 30.11.2011г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ». Выслуга лет истца в календарном исчислении на 30.12.2016г. составляет 26 лет 1 месяц 18 дней.
Единовременная социальная выплата по прежним местам службы истцу не предоставлялась.
В настоящее время зарегистрирован в отдельной 3-х комнатной квартире общей площадью *** кв.м .,жилой — *** кв.м по адресу: ***, где еще зарегистрировано 4 человека: отец ***, мать ***, брат ***, племянник ***.
В мае 2013г. принималось решение о принятии на получение единовременной социальной выплаты Смирнова А.В. в составе 1-го человека, в квадратных метрах=33.0-11.78=21.22.
Распоряжением от 03.07.2019г. утвержден протокол заседания Жилищной комиссии ГУ Росгвардии по г.Москве, а именно в расчете потребности в жилой площади истца и определили потребность из расчета на 1 человека 33 кв.м. При этом было Жилищной комиссией было установлено, что при расчете ранее комиссия учитывала тот факт, что истец зарегистрирован по месту жительства в муниципальной собственности в отдельной 3-х комнатной квартире общей площадью *** кв.м., жилой — *** кв.м по адресу: ***, где еще зарегистрировано 4 человека и обеспеченность истца общей площадью жилых помещений составляет — *** кв.м.
Данная квартира является кооперативной, какая-либо доля собственности в этой квартире у Смирнова отсутствует.
Собственником указанного жилого помещения является мать истца — ***.
Принимая решение о снятии истца с очереди по улучшению жилищных условий в связи с отказом от приватизации в 2014 году, ответчик не учёл, что это обстоятельство не может являться основанием для снятия его с очереди по улучшению жилищных условий.
Изначально, жилищной комиссии эти обстоятельства были известны при принятии решения о расчет компенсации на 1 человека — *** кв.м. Регистрация 14.10.2014г. истцом дома (*** кв.м.) в Тульской области доставшегося ему по наследству, также не может являться основанием для отказа в восстановлении на очереди по улучшению жилищных условий поскольку согласно выписки из Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области назначение садового дома *** кв.м. указано как нежилое.
Согласно пояснениям Смирнова А.В. он действительно в наследство получил земельный участок на котором стоял старый дом который он снёс и построил щитовой летний дом площадью *** кв.м, не предназначенный для круглогодичного проживания, без водоснабжения как холодного, так и горячего, без отопления.
Выписка представленная Истцом надлежащим образом заверена.
К выписке представленной стороной ответчика судебная коллегия относится критически, поскольку она не соответствует требованиям Приказа Министерства экономического развития РФ от 20.06.2016г. № 378 «Об утверждении отдельных форм выписок из ЕГРН от 25.12.2015г. № 975.
При таких обстоятельствах протокол № 10 — 2020 о внесении изменений в решение Комиссии от 29.08.2019г. (протокол № 21-2019) и решение Комиссии от 20.06.2019г. (протокол № 15-2019) в части касающейся внесения изменения в расчет потребности в жилой площади истца нельзя признать законными.
Истец подлежит восстановлению в очереди на получение единовременной социальной выплаты с 31 мая 2013 г.
Признавая право истца на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилья из расчета на 1 человека — 33 кв.м. следует учитывать , что в соответствии со ст. 4 ФЗ от 19.07.2011г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (далее — единовременная социальная выплата). Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке. Единовременная социальная выплата предоставляется не позднее одного года со дня гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел в равных частях членам семьи, а также родителям сотрудника погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, при наличии у погибшего (умершего) сотрудника условий, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации. Сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения его супруги (супруга), несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1223 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации»1 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 29 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1223 в случае если сотрудник имеет жилые помещения, принадлежащие ему и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемые им и (или) членами его семьи по договору социального найма, для расчета размера единовременной выплаты размер общей площади жилого помещения рассчитывается как разница между нормой предоставления общей площади жилого помещения и общей площадью указанных жилых помещений. Указанное положение не распространяется на случаи, предусмотренные пунктами 3 — 5 и 7 части 2 статьи 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 19 июля 2011 г. № 247- ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 19 июля 2011г. № 247-ФЗ размер единовременной социальной выплаты определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной частью 1 настоящей статьи, а именно 33 квадратных метра общей площади жилого помещения — на одного человека, 42 квадратных метра общей площади жилого помещения — на семью из двух человек, 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи — на семью из трех и более человек.
Таким образом, Смирнов А.В. вправе претендовать на компенсацию, исходя из общей площади жилого помещения — 33 квадратных метра.
В связи с изложенным решение суда не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 26 марта 2019г. отменить. Постановить новое решение которым исковые требования истца ГУ Росгвардии по Москве удовлетворить частично.
Восстановить истца в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилья с 31 мая 2013 года и определить потребность из расчета на 1 (одного) человека 33 кв.м.
Признать за истцом право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилья исходя из потребности на 1 (одного) 33 кв.м.
Обязать ГУ Росгвардии по Москве произвести истцу единовременную социальную выплату для приобретения и строительства жилья исходя из очерёдности, согласно реестра граждан-получателей единовременной социальной выплаты.
В остальной части исковых требований истцу – отказать.