Все, что можно уладить с помощью денег,обходится дешево.
(Эрих Мария Ремарк, «Триумфальная арка»)
Юристы являются основными представителями осуществления правосудия. Адвокаты, как защитники прав своих доверителей и дела правосудия в целом, играют решающую роль в функционировании любого демократического общества.
Демократическое, социальное и правовое государство заставляет нас привыкать к цивилизованным правилам игры и в правовом поле. Медленно, но уверенно мы начинаем привыкать к мысли о том, что за все нужно платить. Еще медленнее мы начинаем понимать, что все качественное стоит дорого, а качественная адвокатская помощь — особенно. Скажем, на Западе добропорядочные граждане давно привыкли, что юридическая помощь стоит ровно столько, сколько она стоит. Если вы купили их дешевле, не радуйтесь — это просто означает, что вы купили их меньше. Это означает, что, если, не дай Бог, настанет для вас трудная минута, когда окажется крайне необходимой квалифицированная юридическая поддержка, зарубежный специалист — скромно промолчит. За ваше «спасение» он возьмется лишь тогда, когда получит адекватную компенсацию за свои прежние и нынешние услуги.
Тот, кто все же понял, что каждый должен заниматься своим делом, не берет из ящика с инструментами старые плоскогубцы и не вырывает себе больной зуб — он идет к стоматологу, и именно поэтому такой человек никогда не пойдет в суд, прокуратуру или в милицию без адвоката. Тем не менее, держать своего квалифицированного юриста может себе позволить пока далеко не каждое предприятие и тем более гражданин — адвоката.
Юристы продают свои услуги, как фермер продает урожай, а торговец — свои товары. Вы ходите по базару и не покупаете первое попавшееся, вы пробуете, меряете, торгуетесь, и далеко не всегда что-то покупаете, исходя из соображения «самое дешевое». Хотя юридическая помощь крайне необходима обществу, которое функционирует по нормам права, деловые аспекты частной адвокатской практики наследуют обычные рыночные принципы.
Пользуясь помощью профессиональных юристов, людям приходится их оплачивать, даже если это «разовые» услуги или консультации, не говоря уже об аналитических адвокатских заключениях.
Юристы, которые занимаются частной практикой (адвокаты), занимают особое место в процессе осуществления правосудия. Они не являются служащими по найму или представителями государства, напротив — они являются независимыми адвокатами, которые стремятся защищать интересы своих клиентов. Именно поэтому независимость от государства является решающим фактором — адвокат представляет и защищает только ваши интересы и больше ничьи.
Приходилось слышать мнение о том, что в связи с экономическими трудностями в стране, государство должно заботиться о проблемах и потребностях юристов. Возможно, такая точка зрения и имеет право на существование, когда речь идет о юристах-госслужащих, в т.ч. следователях, прокурорах и судьях — в этом случае государство безусловно обязано решать экономические проблемы «своих» юристов. Однако такой подход прямо противоречит принципам, необходимым юристу, который имеет частную практику.
Адвокат не может ждать дотаций от государства и при этом считать себя действительно независимым. Если государство (положим — в лице своих органов власти) дает кому-то офис, оборудование и обеспечивает клиентами, то оно, априори, осуществляет контроль за его деятельностью. Поэтому адвокаты должны начинать свою частную юридическую практику, основываясь на принципах частного бизнеса. Следует найти помещения под офис, обзавестись необходимым оборудованием, средствами связи, привлекать к себе людей и предоставлять им высококачественную помощь. При этом конкуренция между ними должна быть высокой, только это позволит «отсеять» случайных людей и «отделить зерна от плевел». Юридический (как и врачебный) непрофессионализм может очень дорого обойтись доверителю (пациенту). К сожалению, святое правило «не навреди», многими забывается в предвкушении гонорара, вот и получается, что рано или поздно все же придется кому-то приходить и спасать вас, но «ногу, увы, придется уже ампутировать»… И даже в этом случае — расходов все равно избежать не удастся, они будут только увеличиваться.
Интересны результаты одного специального исследования в США, которые показали, что две трети доверителей, которые поменяли своих адвокатов, сделали это потому, что первый вел себя с ними невежливо, безразлично или просто не обеспечил хорошего обслуживания. Только одному из двадцати адвокатов было отказано по той причине, что доверителям не понравились собственно сами юридические услуги, которые он им предоставлял. Если адвокат относится к доверителю с уважением и обеспечивает надлежащее обслуживание, оба, доверитель и адвокат, будут удовлетворены друг другом, и будут иметь от этого пользу.
Не так давно минуло время, когда сторона в арбитражном процессе старалась возместить свои затраты на услуги адвоката путем включения израсходованной суммы в убытки, связанные с судебным делом. Трактовка затрат на услуги адвоката как убытков, делало практически невозможным их возмещение в судебном процессе, поскольку суды, в особенности при значительных суммах заявления убытков такого вида, требовали большого количества разных доказательств по данному поводу, а также доказывания прямой причинной связи между необходимостью пользоваться услугами адвоката и понесенными убытками. Понятно, что доказать прямую причинную связь в случае, если пользование услугами адвоката является правом, а не обязанностью стороны, на практике довольно тяжело.
Сейчас изменилось отношение и к этому вопросу. В составе судебных издержек предусматривает затраты, связанные с оплатой услуг адвоката. Таким образом, на данное время оплата услуг адвоката — это судебные издержки. А раз так, то суммы, которые подлежат уплате за услуги адвоката, при удовлетворении иска возлагаются, на ответчика. При всей гуманности этой нормы, при ее применении возникает целый ряд вопросов. Прежде всего, они рождены самой новизной и отсутствием практики применения этой нормы.
Законодательством фактически не установлено ограничений размера сумм, которые будут определять затраты на услуги адвоката в процессе.
Размер гонорара адвоката осуществляется на основании соглашения между гражданином и адвокатом. То есть, ограничений относительно суммы, которая может быть установлена за оплату работы адвоката, законом «Об адвокатуре» не установлено. Таким образом, не может быть ограничений и для суммы, которая может быть отнесена к судебным издержкам на оплату работы адвоката. Тем не менее, для того, чтобы действительно получить такое возмещение (или правильно применить эту норму) нужно иметь в виду, что возмещаются не какие-нибудь затраты на оплату работы адвоката, а именно затраты, которые понесла сторона на оплату услуг адвоката в связи с рассматриваемым делом.
Так, в соответствии с установленной мировой практикой, которая нашла свое отображение и в практике национальной, адвокаты не признаются собственно предпринимателями, а их деятельность — предпринимательской, в том числе и с точки зрения налогообложения. То есть, адвокатская деятельность — это такой специфический вид услуг, которые могут предоставляться только лицами с установленным статусом адвоката. Перечень услуг, которые могут предоставляться адвокатами, также законодательно определены.
С экономической точки зрения, доверители — это покупатели услуг, которые продает адвокат, поэтому, как и любой другой продавец, адвокат, который хочет добиться успеха, должен привлечь к себе доверителей, удовлетворить их потребности и получить плату за свой труд. В частной адвокатской практике ни государство, ни его правоохранительные органы не назначают клиентов адвокату, он сам должен привлечь к себе такое количество клиентов, которого будет достаточно, чтобы заработать себе на жизнь.
Поиск клиентов (доверителей) — дело сугубо индивидуальное. Источником могут быть друзья и родственники; общественные, религиозные и благотворительные организации; доверители, которым рекомендуют адвоката его предыдущие доверители; другие адвокаты, которые перегружены работой или просто не специализируются на разрешении проблем подобного рода.
Если говорить об уголовных делах, то раньше чуть ли не основным источником клиентуры адвоката были работники правоохранительных органов — оперативные работники, следователи, которые первыми сообщали человеку, что ему уже крайне необходим адвокат… Другой вопрос — в какой момент об этом человеку сообщалось, и какой именно адвокат рекомендовался.
Давайте задумаемся — захочет ли следователь иметь себе по делу «головную боль» в лице толкового адвоката, который, действуя в интересах клиента, по определению должен следить за соблюдением буквы закона, а значит — «вставлять следствию палки в колеса», «ломать» дело и т.п. Скажете — нет такой буквы в нашем алфавите? Поэтому, не лучше ли следователю посоветовать своему «подопечному» эдакое молчаливое, на все согласное и всеподписывающее адвокатское «полено», которое и клиента успокоит, и в чем-то признаться поможет убедить-уговорить, и на многие «нестыковки», а то и нарушения закона, что называется — «глаза закроет». «Адвокат-полено» — вообще мечта предварительного следствия.
Но вернемся обязанностям адвоката.
Один неглупый человек сказал: «Часто существует разница между тем, чего хотят люди и за что они будут платить, и тем, что им действительно необходимо». Люди могут с радостью платить за то, чего они хотят, независимо от того нужно им это или нет. Эти же люди могут отказаться платить за что-то, в чем они действительно нуждаются, но не осознают этого. Это фундаментальный принцип рыночной экономики, который распространяется на деятельность частных адвокатов так же, как и на работу продавцов других товаров или услуг.
Чего хочет доверитель? Многие адвокаты ошибочно полагают, что доверителям нужен только позитивный результат. Но, прежде всего они хотят проявления адвокатом усилий ради их интересов. Когда доверители видят такие усилия, они имеют большее желание заплатить гонорар, даже в случае, когда дело заканчивается не так, как хотелось бы. Именно поэтому адвокат должен убедить доверителя, что он делает все возможное, чтобы защитить его интересы.
Представляя интересы доверителя, адвокат может предоставить суду соответствующий документ, который свидетельствует о заключении соглашения между стороной процесса и адвокатом на предоставление определенной адвокатской помощи.
Наиважнейшим элементом взаимоотношений между адвокатом и клиентом является вопрос о том, как будет определяться размер гонорара. Гонорар является стоимостью услуг адвоката, поэтому так же, как при установлении цены в любом другом случае, определение размера гонорара требует, чтобы были «уравновешены» стоимость продукции, предоставления услуг, возможность получить пользу и желание (возможность) клиента уплатить адвокату определенную цену.
В мировой практике сложилось несколько способов определения размера гонорара, поэтому «изобретать велосипед» нам ни к чему:
1. Почасовая ставка. Надо отметить, что этот наиболее распространенный на Западе метод. При таком подходе, юрист детально регистрирует каждый час своего времени, затраченного по делам клиента, далее выставляется счет, в котором будет указано количество часов, затраченных на дело, предоставленные услуги и стоимость этих услуг. В счете так же будут указаны все, понесенные юристом расходы.
Основное преимущество этой системы состоит в том, что адвокату трудно определить наперед, какого объема работы (и времени) потребует решение определенного дела. Простые дела претворяются в сложные — судьи и адвокаты другой стороны своими действиями могут заставить адвоката затратить на дело гораздо больше времени, чем он предполагал, а то и умышленно «тянуть резину». Этот метод справедлив как для доверителя, так и для адвоката, потому что адвокат будет вознагражден за свою работу, а доверитель не будет переплачивать за нее.
В связи с большим распространением этой системы в мировой адвокатской практике, некоторые вопросы нуждаются в более детальном разъяснении:
а) Установление размера почасовых ставок. Это наиболее противоречивый аспект почасовой системы, большинству доверителей сумма ставки кажется заведомо завышенной. Но в отличие от почасовой оплаты простого работника, адвокат несет значительно большие затраты (аренда офиса, приобретение и обслуживание оргтехники, оплата телефонов, канцелярские и почтовые расходы, оплата труда помощников, секретаря), поэтому и почасовые тарифы в любом случае будут иными, чем у работника. Тарифы правовых услуг устанавливает рынок. Если один адвокат дорого берет за свои услуги, клиент пойдет к другому адвокату, но это вовсе не означает, что за меньшие деньги он получит столь же качественное и главное — действенное обслуживание. Старшие, более опытные юристы всегда получают плату по высшим тарифам, нежели их более молодые (далеко не всегда в смысле возраста) коллеги, потому что они должны работать продуктивнее и обеспечивать клиентам высокое качество услуг. Адвокаты, которые работают над сложными проблемами для крупных предприятий, устанавливают более высокие тарифы за свои услуги, нежели адвокаты, которые представляют интересы отдельных лиц в небольших делах, но у первых и «ставка больше чем жизнь». Для того чтобы установить справедливый тариф, необходимо все это пояснить доверителю и договориться с ним, и если это сделано до начала ведения дела, количество возможных проблем будет сведено до минимума.
б) Определение размера гонорара. Хотя доверители могут понимать преимущества системы почасовой оплаты и согласиться с ней, они, как правило, обращаются к адвокату с просьбой определить размер всего гонорара. Наихудшим в этой ситуации будет то, что адвокат с самого начала предложит доверителю очень низкий размер гонорара. Доверитель всегда считает, что предложенный гонорар уже является максимальным, и обижается, если дела складываются так, что его нужно увеличить. Поэтому следует порекомендовать, чтобы всякая предварительная оценка размера гонорара была более высокой, нежели действительно ожидаемый гонорар.
Если же увеличения гонорара избежать не удается, важно чтобы адвокат пояснил доверителю причину того, почему изменились обстоятельства, и увеличился размер гонорара. Люди охотнее соглашаются платить больший гонорар, когда адвокат пояснит им причины этого возможного повышения в начале дела, нежели когда он ставит их перед фактом после его окончания.
в) Учет времени. Учет выполненной работы регистрируется с помощью подсчета затраченного времени и, как правило, ведется в часах. Каждый адвокат или юридическая фирма должны выбрать для себя такую систему регистрации времени, которая наиболее соответствует их потребностям. В мире используется несколько систем учета времени, но все из них содержат следующую информацию: имя доверителя; сведения об адвокате; дата выполнения работы; краткое описание выполненной работы; время, затраченное на дело в течение дня.
г) Счета. Готовя счет, адвокату следует поставить перед собой вопрос: «Если бы я получил этот счет, то что бы я хотел в нем увидеть?» Счет, который не соответствует ожиданиям доверителя, вызовет у него раздражение и может остаться не оплаченным. И напротив — понятный доверителю счет, который содержит в себе всю необходимую информацию с пояснениями, имеет большие шансы быть оплаченным.
д) Выставление счетов. Во всем мире юристы постоянно ведут полемику о том, когда именно следует направлять счета клиентам, каждый адвокат имеет свою тактику по данному поводу. Большинство специалистов советуют ежемесячно направлять счета за выполненную работу. Этот метод хорош тем, что позволяет адвокату иметь постоянный доход, а клиента информируют о том, что адвокат занимается его делом. Если клиент по каким-то причинам не оплатил месячный счет, адвокату, перед тем как продолжать тратить свое время и усилия, следует выяснить, что произошло.
Вместе с тем, практика показывает, что если у доверителя вообще есть деньги, то они есть сразу, и если их нет сразу — то их не будет никогда… Независимо от того, какой подход будет избран, следует наперед договориться и заключить с доверителем соглашение о гонораре, тогда обе стороны будут знать — чего им ожидать в будущем.
2. Гонорар в виде общей фиксированной суммы. Это так называемый «твердый» гонорар — система противоположная почасовой тарифной системе. Адвокат и доверитель изначально договариваются об общей фиксированной сумме гонорара, которую уплачивает доверитель. Порядок выплаты гонорара определяется по договоренности сторон и, как правило, «привязывается» к отдельным этапам ведения дела. Многие доверители отдают предпочтение именно такому подходу, но он может оказаться несправедливым как для адвоката, так и для клиента. Если дело окажется более сложным, нежели представлялось вначале, то адвокату могут недоплатить, с другой стороны, если дело разрешится более легко, клиент будет считать, что он переплатил. Поэтому стороны должны учитывать возможность такого риска. Опытный адвокат, имея достаточную информацию о деле, как правило, может довольно точно определить весь ход дела и степень вероятности того или иного результата, а значит определить — какой должна быть справедливая сумма гонорара.
Таким образом, как раз в соглашении между доверителем и адвокатом указывается о предоставлении доверителю именно адвокатской помощи и определяется их стоимость. Поскольку судебные издержки, к которым относятся и суммы оплаты услуг адвоката, не относятся к сумме иска, значит, государственной пошлиной они не облагаются.
В заключение следует отметить, что реальная действительность требует от адвокатов все больших навыков и знаний, необходимых в условиях современной экономики. Интеллект и настойчивость отечественных юристов дают основания надеяться, что они смогут достойно представлять и защищать интересы доверителей в обществе, которым руководит правопорядок.