Истец Ч. Л.А. обратилась в суд с иском к Ч.Ю.И. о признании недействительным договора дарения доли в квартире от ХХХ года.
В обоснование заявленных требования указала, что ХХХ года истцом под воздействием физического и психического насилия (побоев, угроз физической расправой) со стороны супруга Ч.А.Ю. был подписан договор дарения 1/4 доли в праве общей собственности на квартиру по адресу: ХХХХХХ в пользу отца супруга – Ч.Ю.И. Совершению сделки предшествовала стрессовая ситуация, созданная Ч.А.Ю., который на протяжении нескольких месяцев с ХХХ года по ХХХ года оказывал на истца психическое и физическое давление с целью переоформить спорную квартиру на своих родственников. Ответчик Ч.Ю.И. был осведомлен о происходящем, однако не остановил своего сына, а напротив, поддерживал его в переоформлении квартиры. На основании ст. 179 ГК РФ истец Чурикова Л.А. и ее представитель по доверенности адвокат Александренко О.Г. в судебном заседании просили исковые требования с учетом уточнения удовлетворить.
Ответчик Ч.Ю.И. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, обеспечил явку представителя по доверенности адвоката Окунькову Т.М., которая в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, представила письменный отзыв.
Третьи лица – Ч.А.Ю., Управление Росреестра по г. Москве в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что в удовлетворении исковых требований следует отказать в полном объеме.
В силу п. 1 ст. 432 ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
В соответствии со ст. 572 ГК РФ, по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
Разбирательством дела установлено, что между сторонами ХХХ года был заключен договор дарения доли квартиры, по условиям которого Ч. Ю.И. получил от Ч.Л.А. и Ч.А.Ю. в дар 1/2 долю в праве на жилое помещение по адресу: г. ХХХХХХХ (л.д. 8).
ХХХ года Управлением Росреестра по г. Москве произведена регистрация права собственности Ч.Ю.И. на 1/2 доли в праве общей собственности на спорную квартиру, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 10).
Обращаясь в суд с заявленными требованиями к ответчику о признании договора дарения доли квартиры от ХХХ года недействительным, истец, применительно к статье 179 ГК РФ, сослалась на факт того, что данная сделка была заключена истцом под влиянием насилия и угрозы применения такого насилия со стороны супруга Ч.А.Ю.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положением ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Оценив представленное истцом направление на госпитализацию от ХХХ года, выданное ГБУЗ «Городская поликлиника №9» ДЗМ и листок нетрудоспособности от ХХХ года, суд приходит к выводу о том, что они не могут служить подтверждением причинения истцу телесных повреждений в момент заключения оспариваемого договора дарения, поскольку не позволяют сделать однозначный вывод о причинении телесных повреждений именно Ч.А.Ю. и при обстоятельствах указанных истцом.
Вместе с тем суд учитывает, что договор дарения доли в квартире от ХХХ года был заключен сторонами в требуемой форме, содержит все необходимые для данного вида договоров существенные условия, истец Ч. Л.А. лично участвовала в регистрации перехода права собственности на долю и, при этом, в момент совершения регистрационных действий не предприняла никаких действий, свидетельствующих о несогласии с совершаемой сделкой.
Таким образом, суду не представлены доказательства того, что Ч.Л.А. совершила сделку против своей воли, а волеизъявление было вызвано внешним воздействием на нее.
Иных оснований для удовлетворения иска не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Ч.Л.А. к Ч. Ю. И. о признании недействительным договора дарения доли квартиры – отказать в полном объеме.